ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Адаптация детей к детскому саду

Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого  возраста характерен ряд особенностей:

  • Быстрый  темп развития и неравномерность. Первый год жизни ребёнка связан с овладением ходьбой, второй год – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В  критические периоды может наблюдаться снижение  работоспособности, эмоциональные расстройства.
  • Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.
  • Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
    • Повышенная эмоциональность.

Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел  как можно мягче. 

 Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду: 

  1. Состояние здоровья детей.
  2. Возрастные закономерности протекания адаптации.
  3. Уровень развития общения ребенка.
  4. Тип нервной системы ребенка. 

 1. Состояние здоровья детей

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья (дети с соматическим хроническим заболеванием):  у них наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации. 

2. Возрастные особенности протекания адаптации 

 От 1,5 до 3 лет

На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых.

В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем – смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно до  двух – двух с половиной лет.

Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а   привязанность  к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек. 

От 3-х  лет

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 - 3,5 года.

Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток.

Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке.

Четырехлеткам сложно привыкнуть к детскому саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям.

Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет   2,5 - 3,5 года. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они  дольше чувствуют привязанность к ней. 

 3. Уровень развития общения 

1 группа

Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как  опыта  общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство, плаксивость  сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация, в данном случае, проходит более сложно.

 2 группа

Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не  являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило,  боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное  эмоциональное состояние.

 3 группа

Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и  общении с взрослыми. Для них  характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко и кратковременно. Адаптация происходит достаточно легко.

 4. Типы нервной системы 

Сильный уравновешенный тип

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым  настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все  режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их  удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро. 

 Сильный неуравновешенный тип

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от  одного состояния к другому.  Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются,  постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может   возникнуть перевозбуждение нервной системы. 

Сильный уравновешенный инертный тип

Дети отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают  свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может  усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в овладении  умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. 

 Слабый тип

Дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами,  медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому  учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. 

 Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду 

 Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: 

 1. Лёгкая адаптация

Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,  болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

Здоровье

В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

Аппетит

В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.

Сон

В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть  непродолжительным. К 20 дню сон  нормализуется.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат, как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.

Поведение

В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации - это активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.  Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции. 

 2. Адаптация средней тяжести

Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить  заболевание длительностью 5 - 7 дней, есть признаки психического стресса;

Физиологические критерии:

Здоровье

Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны  изменения вегетативной нервной системы.  Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней.

 Аппетит

Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

Сон

Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Наблюдается подавленность, напряженность,  пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню,  эмоциональное состояние  нормализуется.

Поведение

Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться. 

 3. Тяжелая адаптация 

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,  так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

 Здоровье

Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки  невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.  Возможны: нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

Аппетит

Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

Сон

Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.  Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх,  ступорозное состояние без попыток активного сопротивления). Настроение безучастное, много и длительно плачет.

Поведение

Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности.

Поделиться с друзьями:

Полезные ссылки

Анкета
мво
минобр
работа
4
упр обр
Растим детей
^ Наверх