ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Игры и игровые упражнения для развития связной речи

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью подобран ряд речевых игр и упражнений для обогащения и активизации словаря.

  • Учить подбирать определения и эпитеты. (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…).
  • Узнавать предметы по описанию. (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? – Берёза).
  • Подбирать действия к предмету. (Ветер что делает?- Воет, парус надувает, листья срывает…).
  • Подбирать предметы к действию. (На небе сверкает, землю согревает. Что это? – Солнце).
  • Подбирать действия к объекту. (Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолёт, бабочка, листья).
  • Подбирать обстоятельства. (Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава, быстро).
  • Подбирать синонимы. (Большой, огромный, громадный).
  • Находить пропущенные слова. (Пришёл почтальон и принёс…).
  • Распространять и дополнять предложения.
  • (Кошка залезла на дерево. Дерево какое? Почему кошка залезла  на дерево?).
  • Называть составные части целого. (Дерево – ствол, ветки, сучья, листья и т.д.).
  • Составлять предложения с определённым словом.
  • Игра «Наоборот» (Подбор антонимов).
  • Упражнять детей в правильном склонении имён существительных (род, число, падеж).
  • Игра  «Кто ты?»

Для мамы я…

Для бабушки я… и т.д.

  • Игра «Измерим слова шагами» Дети закрепляют сведения о том, что слова бывают длинные и короткие.
  • Игра «Назови ласково» (имена родственников).
  • Игра «Подбери предмет»

Шить … (платье), штопать … (носки), завязывать … (шнурки), вязать …(шарф).

  • Игра «Подбери слово, подходящее по смыслу»

( Падающая …, бегущий …, летящий ….

  • Игра «Кузовок» Установка: «У меня кузовок. Положи в него всё, что кончается на [ок ].
  • Игра «Бюро находок». (Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы… и т.д.).
  • Игра «Узнай по описанию»   (Серый, голодный, зубастый и т.д.).
  • «Назови одним словом» (Дети, идущие в школу - ... и т.д.).
  • Произносить предложения по-разному: радостно, грустно, удивлённо.
  • «Собери родственников» Лес-лесок-лесник-лесовичок и т.д.
  • Игра «Скажи наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай …(конец).

  • Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка – это ложка, ложкой суп едят.

Кошка – это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка, оделся и пошёл.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова – плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим.

И ничего не значит – плим, плим, плим.

  • «Сложные слова»  (Если  у лисы длинный хвост, то она…). 
  • Придумывать смешные  предложения из двух слов: «Лиса чирикает», «ворона мяукает» и т.д.
  • «Ответь на вопрос полным предложением»

- Когда Миша пошёл гулять?

-  Почему Миша грустный?

  • Многозначные слова: у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки и т.д.

Постепенно чередуя и варьируя различный речевой материал, нужно учить детей говорить распространёнными предложениями.

Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от трёх до пяти тысяч слов. Они практически владеют грамматикой родного языка, то есть устно спрягают, склоняют, строят предложения.

Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи. Однако, как ни печально, развитие их связной речи тормозится.  Она становится  менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.

И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам.

Многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения. И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребёнок видел и понимал всё богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства.

В дальнейшем он убедится в том, что «с помощью родного языка можно творить чудеса».

Поделиться с друзьями:

Полезные ссылки

Анкета
мво
минобр
работа
4
упр обр
Растим детей
^ Наверх