Игры и игровые упражнения для развития связной речи
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью подобран ряд речевых игр и упражнений для обогащения и активизации словаря.
- Учить подбирать определения и эпитеты. (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…).
- Узнавать предметы по описанию. (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? – Берёза).
- Подбирать действия к предмету. (Ветер что делает?- Воет, парус надувает, листья срывает…).
- Подбирать предметы к действию. (На небе сверкает, землю согревает. Что это? – Солнце).
- Подбирать действия к объекту. (Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолёт, бабочка, листья).
- Подбирать обстоятельства. (Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава, быстро).
- Подбирать синонимы. (Большой, огромный, громадный).
- Находить пропущенные слова. (Пришёл почтальон и принёс…).
- Распространять и дополнять предложения.
- (Кошка залезла на дерево. Дерево какое? Почему кошка залезла на дерево?).
- Называть составные части целого. (Дерево – ствол, ветки, сучья, листья и т.д.).
- Составлять предложения с определённым словом.
- Игра «Наоборот» (Подбор антонимов).
- Упражнять детей в правильном склонении имён существительных (род, число, падеж).
- Игра «Кто ты?»
Для мамы я…
Для бабушки я… и т.д.
- Игра «Измерим слова шагами» Дети закрепляют сведения о том, что слова бывают длинные и короткие.
- Игра «Назови ласково» (имена родственников).
- Игра «Подбери предмет»
Шить … (платье), штопать … (носки), завязывать … (шнурки), вязать …(шарф).
- Игра «Подбери слово, подходящее по смыслу»
( Падающая …, бегущий …, летящий ….
- Игра «Кузовок» Установка: «У меня кузовок. Положи в него всё, что кончается на [ок ].
- Игра «Бюро находок». (Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы… и т.д.).
- Игра «Узнай по описанию» (Серый, голодный, зубастый и т.д.).
- «Назови одним словом» (Дети, идущие в школу - ... и т.д.).
- Произносить предложения по-разному: радостно, грустно, удивлённо.
- «Собери родственников» Лес-лесок-лесник-лесовичок и т.д.
- Игра «Скажи наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай …(конец).
- Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка – это ложка, ложкой суп едят.
Кошка – это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка, оделся и пошёл.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова – плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим.
И ничего не значит – плим, плим, плим.
- «Сложные слова» (Если у лисы длинный хвост, то она…).
- Придумывать смешные предложения из двух слов: «Лиса чирикает», «ворона мяукает» и т.д.
- «Ответь на вопрос полным предложением»
- Когда Миша пошёл гулять?
- Почему Миша грустный?
- Многозначные слова: у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки и т.д.
Постепенно чередуя и варьируя различный речевой материал, нужно учить детей говорить распространёнными предложениями.
Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от трёх до пяти тысяч слов. Они практически владеют грамматикой родного языка, то есть устно спрягают, склоняют, строят предложения.
Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи. Однако, как ни печально, развитие их связной речи тормозится. Она становится менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.
И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам.
Многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения. И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребёнок видел и понимал всё богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства.
В дальнейшем он убедится в том, что «с помощью родного языка можно творить чудеса».