ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Упражнения для развития речи

Поговори со мной…

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может, ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили объясняли – не ребенок.

«Речь» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли вы книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что обозначает то или иное слово.

2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое незнакомое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

Какими словами, красками можно описать время года;

  • Назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только веселые слова и т.д.;
  • Расскажи о предмете: какой он (назвать как можно больше прилагательных), что он может делать (назвать как можно больше глаголов) и т.д.;
  • Играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Дождиком, то я бы … , потому что … .

Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что … .

  • Играйте в игру «Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого? И т.д.

  • Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый, и т.д.;
  • Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка …

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении» (В лес растут грибы. Шишки растут… елка.).

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».

Поделиться с друзьями:

Полезные ссылки

Анкета
мво
минобр
работа
4
упр обр
Растим детей
^ Наверх