АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (общий комплекс)
Для чистого произношения звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики.
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным;
- Сначала упражнения выполняются в медленном темпе и обязательно перед зеркалом;
- Количество повторений увеличивать от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно!
- Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно.
- Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым(!) пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.
Будьте терпеливы, спокойны и ласковы!
1. «Заборчик»
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. Удерживать в таком положении под счет от 5 до10.
2. «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
3. Чередовать «Заборчик» - «Хоботок»
4. «Лопаточка»
Улыбнуться открыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
5. «Иголочка»
Улыбнуться, открыть широко рот. Высунуть вперед острый, как иголочка, язык. Следить, чтобы язык не загибался вверх. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
6. Чередовать «Лопаточка» - «Иголочка».
7. «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
8. «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – 2 поочерёдно упираться широким кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
9. «Лошадка»
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Щелчок должен быть четким, а не хлюпающим.