ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Причины и степени речевого недоразвития детей

Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений

Не только сегодня, но и во все времена, самой актуальной проблемой оставалась и остаётся развитие речи детей. Хочется отметить, что наши дети говорят всё хуже. Наверное, многие задаются вопросами: из-за чего это происходит?

К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка. Коротко рассмотрим каждый период.

  • Пренатальный: на ребёнка в период внутриутробного развития отрицательное влияние оказывают травмы, инфекции, перенесённые матерью во время родов, токсикозы, хронические бытовые и производственные интоксикации, плохое и нерегулярное питание беременных. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода. У таких женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.
  • Натальный: все неблагоприятные факторы процесса родов неизбежно сказываются на ребёнке. К ним относятся длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, быстрые или стремительные роды, применение различных ручных родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание.
  • Постнатальный: - мамы рано заканчивают кормить грудью, или не кормят вообще. Ребёнок не успевает насосать соответствующие мышцы. Дело в том, что при сосании активно работает кончик языка – самый главный участник речевого процесса.

- изменился характер питания детей старшего возраста. Наши дети питаются не так, как раньше. Растворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий хлеб и сдобное печенье – эта пища неестественна во всех отношениях. Дети не жуют и не грызут, они не тренируют мышцы. Им не хватает нагрузки. Дети перестали грызть морковку, сухарики, кочерыжку.

- аномалии в строении речевого аппарата.

            Все выше перечисленные причины отрицательно сказываются на речи детей.

            Исходя из этого, в последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.

Степени речевого недоразвития могут быть разными:  фонетическое недоразвитие речи – в данном случае нарушаются только звуки;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков. Кроме того дети часто путают С/Ш, З/Ж, Л/Р.

Общее недоразвитие речи – в данном случае отмечаются нарушения:

  • в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);
  • грамматические ошибки в речи;
  • меньший словарный запас, чем у их сверстников;
  • нарушение звукопроизношения, путаница звуков;
  • страдают фонематические процессы.

В  устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движением пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. В наше время доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.

Предложите ребёнку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи

Научился два ореха

Между пальцами держать

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Журавль

Семечек белых от тыквы взяла

Птица похожа, да только бела.

Краску беру – и журавль настоящий

Встретит он братьев

К нам с юга летящих.

Бусинки-горошки

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Ловкий Антошка

Удивляется Антошка

- до чего смешной Антошка!

Колпачок надел на пальчик,

Зашагал он словно мальчик.

А за ним как мальчики,

Остальные пальчики,

Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

- Ловкий мой Антошка,

Думает Антошка.

Цель: формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать умение согласовывать движения и речь.

Улитка

Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.

  • Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе улитка, я пирога (улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу).
  • Улитка (большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол).
  • Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол).
  • Высуни (указательные пальцы делают то же самое).
  • Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).
  • Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).
  • Улитка (такое же движение делают мизинцы).
  • Я (выходят из кулака указательные пальцы).
  • Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).

Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой – мизинец – указательный.

Загляни под печку

Наигрались, нагулялись пальчики  (круговые движения кистями рук), зашли в дом, легли на печку (ладошки обеих рук лежат на столе, пальцы чуть растопырены, спина прямая, локти на весу чуть отведены от туловища).

Рисование на крупе

Возьмите лист бумаги тёмного цвета и насыпьте на него обычную манную крупу. Предложите что-нибудь нарисовать.

Закапывание

Дайте малышу банку, миску или глубокую тарелку, наполненную крупой, и закопайте в ней небольшие игрушки, крупные пуговицы, бусины и т.д.

Сортирование

Высыпьте в одну миску по стакану фасоли и гороха и попросите ребёнка рассортировать их по тарелочкам.

Выкладывалка

Из верёвки можно выкладывать самые разнообразные фигуры, и это очень нравится детям.

Выкладывание из спичек

Выкладывание из спичек прекрасно тренирует пальчики ребёнка, совершенствует точность мелких движений руки.

Спички-невелички

Понадобится 5 спичек. Выложите их на стол. Задача – поднять указательными пальцами обеих рук одну спичку и так по очереди.

Поделиться с друзьями:

Полезные ссылки

Анкета
мво
минобр
работа
4
упр обр
Растим детей
^ Наверх