Причины и степени речевого недоразвития детей
Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений
Не только сегодня, но и во все времена, самой актуальной проблемой оставалась и остаётся развитие речи детей. Хочется отметить, что наши дети говорят всё хуже. Наверное, многие задаются вопросами: из-за чего это происходит?
К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка. Коротко рассмотрим каждый период.
- Пренатальный: на ребёнка в период внутриутробного развития отрицательное влияние оказывают травмы, инфекции, перенесённые матерью во время родов, токсикозы, хронические бытовые и производственные интоксикации, плохое и нерегулярное питание беременных. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода. У таких женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.
- Натальный: все неблагоприятные факторы процесса родов неизбежно сказываются на ребёнке. К ним относятся длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, быстрые или стремительные роды, применение различных ручных родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание.
- Постнатальный: - мамы рано заканчивают кормить грудью, или не кормят вообще. Ребёнок не успевает насосать соответствующие мышцы. Дело в том, что при сосании активно работает кончик языка – самый главный участник речевого процесса.
- изменился характер питания детей старшего возраста. Наши дети питаются не так, как раньше. Растворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий хлеб и сдобное печенье – эта пища неестественна во всех отношениях. Дети не жуют и не грызут, они не тренируют мышцы. Им не хватает нагрузки. Дети перестали грызть морковку, сухарики, кочерыжку.
- аномалии в строении речевого аппарата.
Все выше перечисленные причины отрицательно сказываются на речи детей.
Исходя из этого, в последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.
Степени речевого недоразвития могут быть разными: фонетическое недоразвитие речи – в данном случае нарушаются только звуки;
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков. Кроме того дети часто путают С/Ш, З/Ж, Л/Р.
Общее недоразвитие речи – в данном случае отмечаются нарушения:
- в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);
- грамматические ошибки в речи;
- меньший словарный запас, чем у их сверстников;
- нарушение звукопроизношения, путаница звуков;
- страдают фонематические процессы.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движением пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. В наше время доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
Предложите ребёнку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Карандаш
Карандаш в руке катаю
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Орехи
Научился два ореха
Между пальцами держать
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Журавль
Семечек белых от тыквы взяла
Птица похожа, да только бела.
Краску беру – и журавль настоящий
Встретит он братьев
К нам с юга летящих.
Бусинки-горошки
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Ловкий Антошка
Удивляется Антошка
- до чего смешной Антошка!
Колпачок надел на пальчик,
Зашагал он словно мальчик.
А за ним как мальчики,
Остальные пальчики,
Дружно по столу бегут,
От него не отстают.
- Ловкий мой Антошка,
Думает Антошка.
Цель: формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать умение согласовывать движения и речь.
Улитка
Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.
- Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе улитка, я пирога (улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу).
- Улитка (большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол).
- Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол).
- Высуни (указательные пальцы делают то же самое).
- Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).
- Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).
- Улитка (такое же движение делают мизинцы).
- Я (выходят из кулака указательные пальцы).
- Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).
Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой – мизинец – указательный.
Загляни под печку
Наигрались, нагулялись пальчики (круговые движения кистями рук), зашли в дом, легли на печку (ладошки обеих рук лежат на столе, пальцы чуть растопырены, спина прямая, локти на весу чуть отведены от туловища).
Рисование на крупе
Возьмите лист бумаги тёмного цвета и насыпьте на него обычную манную крупу. Предложите что-нибудь нарисовать.
Закапывание
Дайте малышу банку, миску или глубокую тарелку, наполненную крупой, и закопайте в ней небольшие игрушки, крупные пуговицы, бусины и т.д.
Сортирование
Высыпьте в одну миску по стакану фасоли и гороха и попросите ребёнка рассортировать их по тарелочкам.
Выкладывалка
Из верёвки можно выкладывать самые разнообразные фигуры, и это очень нравится детям.
Выкладывание из спичек
Выкладывание из спичек прекрасно тренирует пальчики ребёнка, совершенствует точность мелких движений руки.
Спички-невелички
Понадобится 5 спичек. Выложите их на стол. Задача – поднять указательными пальцами обеих рук одну спичку и так по очереди.