Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка

Семья – важнейший институт воспитания, социализации ребёнка.

Семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни.

Семья – первая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка.

С момента рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, привносящие  в жизнь малыша чувство защищённости, любви, ласки.

Момент приобщения к миру прекрасного  начинается у ребёнка ещё до рождения. Малыш слышит нежное пение матери, её ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок родителей, близких родственников. На этом этапе важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Ребёнок понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребёнку в дальнейшем  контактировать, общаться с другими людьми. С момента начала общения малыша с родителями и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью.

Пользуясь языком как средством общения, ребёнок приобщается к сокровищнице человеческой культуры, человеческому слову. С помощью языка малыш познаёт окружающий мир, своё место в нём, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми. Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребёнка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального).

Взрослые должны понимать, что они несут ответственность за развитие речи ребёнка в первые годы жизни.

Особого внимания заслуживают дети с речевыми нарушениями. Родителям необходимо обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития. Для того чтобы речевое развитие ребёнка значительно возросло, нужно предоставить детям свободу выбора занятий, партнёров по деятельности, общению и т.д. Это позволит раскрыть творческий потенциал малыша, его индивидуальные особенности и возможности.

Необходимо отметить, что на становление личности ребёнка и его социализацию огромное влияние оказывает искусство. С помощью искусства можно расширить умственный кругозор ребёнка, обогатить его словарный запас, развить художественный вкус.

Первые шаги в мир прекрасного малыш делает в своей семье. Для него очень важны ценностные ориентиры родителей. В этот период огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В дальнейшем это перерастёт в любовь к литературе и искусству. Они же будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

В обогащении духовного мира ребёнка огромную  роль играет литература. С раннего возраста взрослые должны прививать малышу любовь к книге, чтобы он с интересом и огромным желанием слушал, а в старшем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия.

  Книги являются кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребёнка, в отличие от телевидения. К сожалению, многие родители об этом забыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной  моралью, ребёнок начинает жить жизнью героев, сопереживая им.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребёнок очень ждёт. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.

Дети, у которых творческие родители, получают больше шансов для полноценного развития.

Очень важно научить ребёнка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же малыш ждёт и от близких людей. Отец и мать должны принимать активное участие и в культурной жизни ребёнка. Совместное посещение театров, музеев, концертных залов окажут благотворное влияние на  развитие коммуникативной сферы детей.

Поделиться с друзьями:
^ Наверх