Ребёнок и связная речь
В жизни человека речь играет исключительную роль. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт. В процессе овладения речью развиваются и совершенствуются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевых качеств, характера, взглядов, убеждений. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь отражает социальную среду, в которой растёт ребёнок. Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития:
- Определённая степень зрелости различных структур головного мозга.
- Правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем.
- Развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций.
- Формировсание потребности в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает следующее:
Способность говорить.
Способность понимать сказанное.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок овладевает самостоятельной монологической речью, звуковой формой слов, значением слов, грамматикой.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У детей должны быть сформированы не только устная речь, но и готовность к обучению письменной речи- чтению и письму.
Как ребёнок учится говорить? Слушая речь и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие. Но ребёнок не только имитатор, он творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания. Необходимо отметить, что развитие речи происходит в несколько этапов. На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности. Первоначально ребёнок контактирует с окружающими, используя экспрессивно-мимические средства. Экспрессивно-мимический способ похож на общение жестами. Предметно-действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого рода общение желательно для него. Этим способом малыш приглашает взрослого к контакту. Речевое общение - высшая форма взаимодействия с людьми - предполагает овладение языком. Ведь без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий.
Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.