Ошибки родителей при обучении детей чтению
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ,
ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.
1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде, чем показать ребенку новую букву, например «М», следует научить его слышать звук М в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО, - т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмем, к примеру, звук М. Мы произносим его отрывисто. И букву необходимо называть так же. Ни в коем случае не ЭМ или МЭ! ! ! Говоря так, мы называем сразу два звука (Э, М). Данное обстоятельство только дезориентирует детей. И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА! Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая следующая буква: МММА. Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву. Лишь бы он не остановился после первой буквы! Лишь бы прочел слитно буквы слога!
Прочитав нашу информацию, надеюсь. Поймете, как важна сформированность речевого голоса в дальнейшей жизни ребенка, его учебе, общении со взрослыми и сверстниками. А может быть, эти сведения пригодятся и вам самим в общении, продвижении по службе.
Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависит от таких его качеств, как чистота дикции, а также звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.
Звучность голоса. Звучный голос - это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая ненужных преград, это сделает голос ясным и чистым.
Диапазон голоса — умение варьировать высоту, силу, громкость, тембр звука. Человек с узким диапазоном говорит монотонно, его речь усыпляет, с напряжением воспринимается ее смысл. Речь превращается как бы в единый, нечленимый поток мыслей, растворяющихся в таком же нечленимом потоке звуков. Широкий диапазон голоса — его гибкость и подвижность: чередование повышений и понижений тона, громкого и тихого звучания, смены тембра. Все это подчеркивает те или иные элементы смысла, делает звучание речи разнообразным, выразительным. При этом необходимо помнить, что широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах понижая и повышая его, изменяя тон. Варьирование голоса не должно превращаться в его слишком резкие перепады: нельзя постоянно срываться то на визгливые, то на угрожающе низкие тона. Вообще, частый, резкий переход от высокого тона - к низкому, от тихого - к громкому делает речь претенциозной, привлекает внимание к звуковой форме в ущерб содержанию. И если эта форма не совершенна, -- такая речь может оказаться смешной, иронически воспринимаемой. Подобные приемы демонстрации широкого диапазона голоса возможны в художественной, театрализованной речи. В обычной речи к ним прибегают лишь изредка, если это мотивировано содержанием фразы. Широкий диапазон предполагает владение как самым тихим, так и самым громким голосом.
Однако постоянно тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность. Слишком громкий - утомляет.
Ребёнок не хочет читать. Что делать?
Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как к таковой, и он не сознает ценности чтения книг. Он может видеть небрежное отношение к книге родителей. Ведь культура обращения с книгой, интерес к ней закладывается в семье.
Даже если в семье существует культ книги, помните, что самостоятельное чтение дается детям вначале всегда с трудом. Это необходимо понимать и относиться с сочувствием. Как все просто представлялось ребенку: выучу буквы и можно читать. Но какое его ждет разочарование – буквы знает, а сложить их так трудно. Надо объяснить, что и взрослым было в начале так же трудно учиться читать, но помог труд, терпение. Надо набраться терпения прежде всего вам, взрослым, несмотря на дефицит времени и охватывающее вас раздражение.
Никогда не сравнивайте ребенка с соседским Сашей, не употребляйте заключение по типу: «Так ты никогда не научишься читать!». Но и отодвигать проблему нельзя. Ведь время изменилось. Многие школы берут усложненные программы обучения. На собеседовании требуют прочитать текст. Правда, и сейчас опытные педагоги придерживаются позиции, что родители не смогут дать правильный навык чтения и письма и поэтому рекомендуют не учить его заранее.
И все же наблюдается тенденция к переносу проблемы обучения чтению в область дошкольной педагогики. В нашем саду существует логопедическая группа.
В ней этими вопросами занимается учитель-логопед. Но чтобы сделать его усилия более продуктивными, необходима ваша помощь. Логопед всегда готов помочь вам консультациями, советами, рекомендация по специальной литературе. К вашим услугам тематические стенды, открытые занятия.
Фактор новизны книги имеет большое значение. Если ребенку знакомо произведение, он будет сбиваться на пересказ, догадки. Значит, лучше брать новую литературу, но интересную и доступную без непонятных и сложных слов.
Хорошо взять ребенка с собой в библиотеку или магазин и выбрать книгу, учитывая его желание. В этом случае интерес к чтению возрастет. Не забывайте, что первое чтение – это чтение вслух. Пусть он проговаривает то, что читает.
Приглашаем вас к сотрудничеству и желаем успехов!