Воспитание правильной речи у детей
Если у вашего ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком. Однако необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.
Формирование речи происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского сада или с прогулки, обязательно спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах – делайте это вместе с ними и обязательно попросите их рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок самостоятельно сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова, например, волка или лисы, звучали действительно выразительно.
Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать (различать) звуки. Поиграйте с ребенком в следующую игру: пусть он отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в ловитки: у одного игрока глаза завязаны, а другой передвигается по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.
Учеными установлено, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Детям легче вначале играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться. Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девочки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку. Старайтесь не просто дать малышу задание построить дом, собрать картинку в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет.
Прежде чем приступить к занятиям, выясните точно, какие именно звуки плохо произносит ребенок. Для этого ему предлагаются всевозможные картинки, в названиях которых есть нужные звуки. Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить, может ли ребенок произносить их изолированно. Если может, то занятия начинаются с проговаривания слогов, а затем слов. В противном случае необходимо предварительно добиться чистого звука и только потом переходить к слогам. Если ребенок плохо произносит несколько звуков, начинать занятие лучше всего с того звука, который он произносит наиболее чисто. Вам будет легче его исправить, а ребенок раньше увидит результат занятий.
Начиная заниматься с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто сказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребенок просто испугается, замкнется в себе, и занятия будут бесполезными. Игра должна быть интересной, поэтому постарайтесь найти яркие, цветные картинки, а иногда , за хорошее занятие, можно выдавать ребенку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь. Кроме того, такие занятия могут стать для ребенка неплохой подготовкой к школе, что впоследствии избавит вас от множества лишних проблем.
Прежде чем начать учиться произносить звуки, надо выполнить несколько дыхательных упражнений, что подготовит речевой аппарат для усвоения звуков, которые малыш плохо произносит. Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 – 20 минут. За одно занятие не рекомендуется выполнять более трех упражнений, т.к. ребенку трудно долго концентрировать внимание. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно переходить к следующему. Это относится и к звукам: лишь отработав, как следует один звук, можно приниматься за другой.
Занятие будет гораздо привлекательней для ребенка, если каждый звук преподнести как песенку, которую поет наш «веселый язычок». Расскажите малышу небольшую сказочку о язычке. «Язычок живет в ротике – это его домик, а зубы – это заборчик. В домике язычок может играть и баловаться, но за заборчик ему выходить нельзя». Предложите ребенку показать, какой крепкий у него заборчик и в нем нет ни одной лазейки для язычка. В ответ ребенок покажет сомкнутые верхние и нижние зубы. Постарайтесь, чтобы он продержал их в таком положении 5 – 10 секунд. Можно поспорить с ним, кто дольше продержит заборчик на замке. С этого упражнения хорошо начинать каждое занятие, вне зависимости от того, какой звук вам надо отрабатывать.
Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают следующие упражнения. Вы уже рассказывали ребенку сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он баловный и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому, при широко открытом рте кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать то нос, то подбородок. Язык при этом становится то широким, то узким. Можно предложить ребенку пощелкать языком. Чтобы губы стали более подвижными, можно предложить малышу имитировать плач грудного ребенка («уа»). Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа речевого аппарата усиливается.
И еще один совет, прежде чем перейти к отработке звуков. Поставьте перед собой зеркало и, глядя в него, произнесите тот звук, который вы будете изучать с ребенком. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение заняли ваши губы, язык, зубы в момент произнесения звука. Необходимо и ребенка посадить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка при правильном звукопроизношении. Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упражнения.