Характеристика речи пятилетнего ребенка
(в норме)
В пять лет ребенок осознает смысловое содержание обращенной к нему речи, возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. Он способен до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимает смысл учебных задач. Характерной особенностью этого возраста является умение замечать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих.
К пяти годам ребенок может пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворение, пересказать только что прочитанный дважды короткий текст, активно участвует в беседе или разговоре.
Объем активного словаря возрастает до 3000 слов.
Чаще используются прилагательные для обозначения признаков предметов (круглый оранжевый апельсин), для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост), шире используются наречия (весело, далеко) и личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под).
Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами (слон- слоненок), однокоренные слова разных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево - деревянный, снег - снежный). В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов, а увеличение грамматических ошибок наблюдается в случаях употребления предложений более сложной структуры.
Речь в целом чистая и отчетливая, но у некоторых еще могут отмечаться недостатки звукопроизношения (чаще всего шипящих- Ш,Ж,Щ,Ч; свистящих – С,Сь,З,Зь,Ц и сонорных звуков Л, Ль,Р, Рь).
У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развито умение различать звуки речи. Они без труда дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (коза – коса, поток – потек). Могут определить наличие звука в слове, выделить первый и последний звук, подбирать слова на заданный звук.