Учимся правильно дышать

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Предлагаем родителям познакомиться с упражнениями, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко»

При этих упражнениях нужно чувствовать движение спинки живота. С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» -  выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Весёлый лягушонок» - сдувать лягушонка на ниточке с кувшинки.

Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

Упражнение «Лодочки» - дуть на лодочку из пенопласта.

Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.

  •  Упражнение «Фокус» - язычок лопаточкой, сдувать ватку с носа.
  •  Упражнение «Забей гол»:

- плавный выдох, губы трубочкой;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

- плавный выдох, губы в улыбке;

- плавный выдох, язык лопаткой;

- язык лопаткой, выдох толчками.

Для углублённого выдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Затем можно предложить ребятам выполнить более сложное упражнение.

Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем.

Левая рука на животе, правая – на груди. При вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются. Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом – самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.

Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, развивает внимание, мышление.

При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приёмом пищи должен пройти хотя бы час. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха.

Дыхательная гимнастика полезна не только детям с нарушениями речи, но и взрослым, которые испытывают стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

Поделиться с друзьями:
^ Наверх