Мастер - класс «Пение - как состояние души»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я хочу пригласить вас в увлекательный мир музыки.
Как ваше настроение? Я желаю, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня.
Я хочу задать вам вопрос: чему учит педагог детей на музыкальных занятиях?
Вы назвали все основные разделы музыкального занятия (слушание, пение, творческая деятельность). Но я сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно пении.
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие понимание. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких.
Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются, и представления ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее произведению.
Постановка певческого голоса ребенка – дошкольника одна из наиболее сложных и важных проблем музыкального воспитания. Замечательный композитор и педагог А.Е. Варламов говорил о необходимости и продуктивности раннего обучения вокализации. Он считал: «Если учить ребенка петь с детства, (при соблюдении осторожности в занятиях) его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом».
Я хочу провести меленький эксперимент. Мне понадобится помощь одного участника. Я прошу вас исполнить любую, знакомую вам песню. Попрошу рассказать о своих ощущениях (волнение, зажатость).
От чего появилась зажатость, волнение у вас?
(Неожиданное выступление на публике).
Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которые провоцируют зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима - психологическая.
Перед нами был взрослый человек. А какого, ребёнку? Да, есть и активные, смелые, но сколько талантливых, одарённых, но робких детей?
Дошкольники при выступлении перед гостями часто теряются. Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребёнка в стихотворении «Первое выступление»:
Стою на сцене - зал затих,
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том, сейчас реветь или потом…
Проанализировав проблемы, я пришла к выводу, что моя задача, чтобы процесс адаптации прошёл максимально быстро и безболезненно для ребёнка. Первое, что я предлагаю - это работа на движение. Если ребёнок очень вялый, то требуется комплекс упражнений на напряжение мышц, и наоборот.
Напомню, что данные проблемы могут отрицательно сказаться на пении. Все упражнения очень просты, выполняем некоторые их (с детьми под музыку).
Показ с педагогами
Красим забор (кисточка - это ваша кисть руки);
Пускаем волны через плечо (волна должна быть плавной);
Трогаем невидимую стену (ладонь и пальцы должны распластаться по стене)
Гребем на веслах
Перетягиваем невидимый канат.
Скажите, пожалуйста, чем отличается пение в зале, в детском саду, от пения на сцене? Пение со сцены отличается от обычного: необходимо хорошее дыхание и чёткая дикция, с этой целью ввожу разнообразные комплексы упражнений, положительно сказывающихся на пении. Я уверена, что многие из вас используют гимнастики дыхания, дикции, мне же они, как вы понимаете, просто необходимы. И конечно, певческая установка: то положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно!
«Петь приятно и удобно» Муз. Л. Абелян
Формирование четкой дикции и правильного дыхания является общей задачей музыкального развития детей.
Моя методическая тема называется «Формирование певческих навыков у дошкольников».
Проблемой формирования певческих навыков у детей занимаюсь давно, так как пение – это не только развитие голосового аппарата, легких, речи, слуха, но это одно из видов релаксации, так необходимой в наше время. Формировать певческие навыки решила именно через театрализованную деятельность, так как только через игру, воображение, фантазию, импровизацию, песенное творчество ребенок может по – настоящему самоутверждаться, преодолевать неуверенность в себе.
Фото В работе над формированием певческих навыков у детей опираюсь на программы: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» Т.А. Васильевой, «Ладушки» авторы: И. Новоскольцева, И. Каплунова, «Ожидание чуда» авт., методику М. Картушиной.
Используемые мной методические приемы отвечают задачам усвоения программных навыков репертуара.
Работа над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным, подвижным), использую показ на своем примере или на примере хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать также. Подражание детей должно быть осмысленным. Добиваюсь, чтобы дети научились слышать, сравнивать, оценивать.
Формирование четкой дикции и правильного дыхания является общей задачей музыкального развития детей.
Фото - В работе над дикцией проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Говорю детям: «Делайте как я» или «Делайте, как Оля, она делает правильно».
Фото - С воспитателями провожу индивидуальную работу, а именно: разучиваем песни, попевки, дидактические игры. Но, к сожалению, не все педагоги обладают ритмическим слухом, чистым интонированием. Поэтому во второй половине дня, когда дети свободны от какой либо деятельности, беру синтезатор и иду в группы. Этот момент дети очень любят, сразу ставят стульчики, сами, без напоминания и поют как-то свободнее, непринужденнее, потому что знают, заставлять петь никого не будут, если ребенок занят другим делом, например, собирает конструктор, отвлекать его не стоит, все равно он слышит и запоминает.
Фото - Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система, певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»). Такие упражнения мы всегда сопровождаем движением руки сверху вниз. Если фраза длинная, то работаем еще и над дыханием и над дикцией. Слежу за осанкой детей во время пения. «Прямосидение» и «прямостояние» способствует не только воспитанию правильного дыхания, но и тренировке внимания, развитию волевых черт характера.
Много терпения, усилий требует работа над развитием у детей чистоты интонирования. Веду эту работу в двух направлениях. Первое – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее.
Второе – учу правильно воспроизводить мелодию, координировать голос со слухом.
Для этого использую ряд приемов:
- Проигрываю мелодию на фортепьяно, металлофоне, чтобы дети лучше её запоминали.
- Пропеваю мелодию сама, предлагаю пропеть чисто поющим детям с сопровождением и без него. Пение а капелла в медленном темпе особенно полезно детям с речевыми нарушениями.
- Отгадывают дети песни по мелодии, спетой или сыгранной мной на каком-либо инструменте (фортепьяно, триола, металлофон).
- Подстраиваем голос к данному звуку: нажимаю на клавишу на фортепьяно, пропеваю данный звук, подстраиваю свой голос к звучанию инструмента: затем предлагаю сделать то же самое некоторым детям, затем спеть всем вместе.
Фото - Перед разучиванием песни дети поют попевки в различных тональностях, исполняют несколько раз трудный интервал песни, добиваюсь точности звучания от каждого ребенка. С некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, использую песню в более высоких тональностях.
Стараюсь так выразительно исполнить песню, чтобы дети поняли смысл, почувствовали настроение и знали, почему праздничную песню надо спеть торжественно, радостно, а колыбельную – спокойно, ласково.
Главное, чтобы действия детей были объединены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию. Из всего сказанного следует, что показ выразительного исполнения и указания занимают важное место.
Занимаясь с детьми пением, заметила, что очень важна роль зрительной и моторной наглядности: выражение моего лица, веселая улыбка или серьёзное выражение во время исполнения песен соответствующего характера, а также дирижерские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, начало или окончание песни, направление движения мелодии).
Очень тщательно подхожу к выбору песенного репертуара. Обращаю внимание на их соответствие возможностям детей.
Дикция - это следствие хорошей работы органов речи - артикуляции.
С этой целью проводится артикуляционная гимнастика.
Упражнение 1.
«Футбол» при закрытом рте языком натягиваем по очереди щечки.
Упражнение 2.
Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю - на нижние, и по очереди.
Упражнение 3. Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Упражнение 4. Скороговорки
У Вари на бульваре варежки пропали.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Важная неотъемлемая часть вокальной работы - это работа над дыханием.
Я использую дыхательную гимнастику на основе методики А.Н. Стрельниковой. Упражнения активно включает в работу все части тела
Упражнение 1.
«Экстрасенс» (встаньте прямо руки согните в локтях, ладони покажите зрителю. Вдох носом и одновременно сжимайте ладони в кулак хватательными движениями) 24 раза по 4.
Упражнение 2.
«Погонщики» (кисти рук сжаты в кулак, прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз, затем возвращайте в исходное положение) и т.д.
Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для дошкольника.
После работы над дыханием, дикцией, отлично идет работа над выразительным исполнение.
Будем считать это своим достижением, если наши воспитанники будут посещать музыкальную школу, заниматься в танцевальных кружках и ансамблях, потому, что все начинается с детства.
Хочется, чтобы с доброго начала – встречи с музыкой в детском саду, ребенок пронес любовь к прекрасному искусству через всю жизнь!
Я сегодня рассказала о положительном влиянии упражнений на пение.
И, конечно же, я не могу закончить свой мастер-класс не пригласив вас поучаствовать в увлекательном действии - хоровом пении.
Исполнение песни: «Песня остается с человеком».
Уважаемые коллеги, я желаю вам идти по жизни с песней.
Большое спасибо за внимание и помощь.