Воспитание красотой…

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы ребёнок мог реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность, находятся в центре внимания учёных, исследователей и педагогов – практиков.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь.

По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А воспитание музыкой как ничто другое, располагает возможностями для созидания.

Музыка, как «искусство, жизнью, рождённое и к жизни обращённое», является посредником между творчеством и воспитанием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.

Необходимо, чтобы каждый воспитанник не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к явлениям жизни. Искусство в целом и музыка в частности помогают ребёнку узнать мир и себя в этом мире, помогают сформировать отношение к природе, окружающим людям и к себе.

Однако, как отмечал Л.С. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь разбудить дремлющие в нём нравственные силы, пробуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, ребёнок становится более отзывчивым на различные эмоции, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужую радость.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро. Век 21 должен стать веком ценностно – ориентированной личности. Музыка является носителем ценности, объектом познания, а ребёнок – коллективный субъект, постигающий мир музыкально – педагогических ценностей.

Важной проблемой, стоящей перед педагогом в музыкальном воспитании является организация эстетического воспитания детей. В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности». Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально – эстетической оценке – это важная задача художественного образования.

Педагог должен уметь осуществлять музыкотерапию в ходе музыкального воспитания. В музыкальной деятельности важно организовать атмосферу одухотворённости и сотворчества. Такой эмоциональный тренинг, «эмоциональный массаж» позволит повысить самооценку, снять напряжение, разовьёт способность слышать и понимать других. Еще в V веке до нашей эры при помощи специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных и сердечных болезней. И в настоящее время возможности музыкотерапии должны использоваться широко и активно.

Занятия музыкой с детьми очищают душу ребёнка от психологического напряжения, снимают стресс, настраивают на волну радости, счастья, удовольствия. Значимость деятельности музыкального руководителя как педагога, в дошкольном образовательно учреждении, ведущего своих воспитанников к жизни, добру, красоте, очевидна. 

Педагог, занимающийся музыкальным воспитанием детей, любит музыкальное искусство, зажигает этой любовью детей, обладает особой направленностью на соучастие и сотворчество. Такой педагог хорошо владеет психологией общения с детьми, умеет проникаться состоянием детей в целом и каждого ребёнка в частности.

Воспитание красотой и через красоту должно осуществляться на всех этапах возрастного развития ребёнка. В процессе эстетического воспитания происходит приобщение ребёнка к духовным ценностям. На этой основе формируется и развивается способность детей к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус.

Педагог учитывает, что эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые ребёнку в дальнейшей жизни. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте, человек интуитивно тянется к добру.

Современная цивилизация основывается на единой системе эстетических ценностей. У России нет будущего вне этой цивилизации. Но и у мира без России нет будущего. Кеннеди говорил: «Россия – колос, если она рухнет, под её обломками погибнет весь мир». Сегодня необходимо сказать и по – другому: Россия – колос, если она обретёт стабильность и реальное место в мировой системе, духовно обогатится весь мир. Все это делает ориентацию отечественного воспитания на общечеловеческие ценности единственно возможным дело.

Поделиться с друзьями:
^ Наверх