Показатели успешности детей подготовительной группы
К концу года дети могут
Физическая культура
Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную I скакалку разными способами.
Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой I мяча.
Перестраиваться в 3—4 колонны, в 2—3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
Выполнять физические упражнения из разных исходных положений I четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
Сохранять правильную осанку.
Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске.
Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
Плавать произвольно на расстояние 15 м.
Выполнять разнообразные комплексы гидроаэробики.
Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Ребёнок и окружающий мир
Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов.
Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Знать герб, флаг, гимн России.
Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах — защитниках Отечества.
Знать дорожные знаки и их назначение.
Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках; школе; библиотеке.
Природное окружение. Экологическое воспитание.
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Развитие речи
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Формирование элементарных математических представлений
Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет).
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10.
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями.
Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
Определять время по часам с точностью до 1 часа. Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Арифметические знаки +,-,=; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
Названия месяцев года, последовательность дней недели.
Трудовое воспитание
Одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.
Организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
Осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за животными, растениями, на участке в соответствии с сезоном и погодными условиями.
Изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов.
Художественная литература
Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).
Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1—2 любимых стихотворения, 2—3 считалки; вспомнить 2—3 загадки.
Называть двух—трех авторов и двух—трех иллюстраторов детских книг.
Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.
Художественно-эстетическое воспитание
Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называть основные выразительные средства.
Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
В рисовании
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке
Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2—3 и более изображений.
Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации
Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции.
Ручной труд
В конструировании
Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением.
Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
В ручном труде
Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек.
Изготовлять объемные игрушки.
Работать с иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу, шить швом «вперед иголку»).