Готов ли ваш ребенок к школе: психологические аспекты
Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Но все ли мы верно и точно понимаем, каким должно быть развитие ребенка для того, чтобы он был успешен в школе, чтобы педагоги, психологи и логопеды сочли его готовым к обучению в первом классе. Давайте еще раз обратимся к понятию "психологическая готовность ребенка к обучению в школе".
Основные показатели психологической готовности ребенка к школе
- Интеллектуальная готовность ребенка
- Личностная готовность
- Социально-психологическая (коммуникативная) готовность
Суть психологической готовности ребенка к школе состоит в определенной системе требований, которые будут предъявлены ребенку во время учебы. Очень важно, чтобы малыш был способен справиться с ними, поэтому нельзя забывать о физиологической готовности детей к школе.
Обучение в школе требует от ребенка напряженных физических сил. И если у него не первая группа здоровья, то стоит задуматься, отдавать ли ребенка в класс с углубленным изучением отдельных предметов. В этом случае следует тщательно продумать выбор программы школьного обучения, кружков и студий дополнительного образования для ребенка.
Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определенных психических функций (памяти, внимания, мышления). Даже малыши могут долго заниматься тем, что им нравится, что их привлекает, а вот выполнение неинтересной работы даже у первоклассников получается с трудом. Согласитесь, что на уроке не всегда интересно и увлекательно. Поэтому внимание ребенка должно контролироваться с помощью волевого усилия. У будущего первоклассника должна быть развита речевая и зрительная память. Если ученик имеет малый объем памяти, то информация будет усваиваться не полностью. Однако память можно, нужно и даже необходимо развивать, соединяя его с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрежка. Ребенок должен сначала понять учебный материал, выделить в нем главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.
У ребенка должна быть сформирована координация глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребенку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребенка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а переписывать и перерисовывать что-то, глядя на образец.
Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности, уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), выделять задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. Развивать эти навыки помогут пребывание в детском саду, занятия в различных кружках и спортивных секциях.
Личностная готовность ребёнка к школе состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта - качества, которые обеспечат ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок на пороге школы должен быть готов к принятию для себя роли школьника, имеющего свои права и обязанности. У ребенка со сформировавшейся позицией школьника вся учебная деятельность, отношение к учителю, одноклассникам и самому себе положительно окрашены. Окружающим взрослым необходимо развивать у малыша чувство гордости за то, что он школьник, который уже многое знает и может справиться со всеми трудностями и все преодолеть.
В ребенке нужно поддерживать желание идти в школу, учиться и получать знания и умения, которые ему обязательно пригодятся. Хорошо, если у будущего первоклассника сформирован учебный или социальный мотив учения, т. е. он хочет в школу, чтобы узнать новое, стать образованным.
До школы у ребенка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе, способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребенка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, активность, доброта, честность, взаимовыручка, понимание чувств собеседника.