К трём годам дети могут
Физическая культура
Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
Самостоятельно есть.
Ребенок и окружающий мир
Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.
Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.
Знать имена членов своей семьи и персонала группы.
Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. п.
Развитие речи
Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).
Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
Ответить на понятный вопрос взрослого.
Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).
Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
Развитие элементарных математических представлений
Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один».
Различать большие и маленькие предметы.
Узнавать шар и куб.
Художественная литература
Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.).
Художественно-эстетическое воспитание
Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.
Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая.
Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
Конструирование
Различать основные формы деталей строительного материала.
С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
Разворачивать игру вокруг собственной постройки.
Музыкальное воспитание
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.