Ныть или не ныть?
Первое, что необходимо сделать в подобной ситуации, это выработать с мужем единую тактику поведения. Нужно составить разговор, в ходе которого получится обсудить, что для каждого из вас приемлемо, а что не позволять ребенку; где каждый из вас видит рамки, границы дозволенного. Затем ваше видение происходящего необходимо привести к единому знаменателю. Например, вы оба считаете, что ребенок должен проводить за компьютером ограниченное количество времени - здесь вы солидарны. Но вы полагаете, что ребенку такого возраста вполне достаточно двадцати минут, а супруг не видит проблемы в том, что ребенок проводит перед монитором пару часов. Такое разногласие на практике ведет к тому, что, когда у ребенка заканчивается отведенное мамой время, он либо идет к папе за разрешением, либо начинает ныть маме так, чтобы слышал папа, который в конце концов не выдержит и выразительно посмотрит на маму, побуждая ее дать разрешение. Затем на основе вашей общей воспитательной картины формируется свод правил, который доносится до ребенка. Можно продумать систему аргументов, которые будут помогать ребенку принять новые правила, а также хорошо бы подумать, чем ребенку занять высвободившиеся полтора часа свободного времени. Особенно
трудно ребенку может быть вначале, поэтому было бы замечательно, если бы это время можно было провести совместно, играя в настольные игры, помогая маме печь пирог или помогая папе чинить полку в шкафу.
Если просто ввести ограничения, не поставив перед ребенком конкретной новой задачи, он от нечего делать, может вложить столько своих сил в нытье, что все происходившее ранее в этом отношении будет восприниматься как несущественная, не стоящая внимания мелочь.
Важно обсудить новые правила заранее, до того, как возник регулируемый ими случай. Предположим, что ребенок не владеет информацией о совместно принятом вами решении: его время закончилось, он привычно начинает ныть, обращаясь к папе, а мама ему злорадно говорит: «Теперь новое правило - за компьютером ты проводишь не более получаса».
Слово «злорадно» здесь возникло не случайно. Поскольку от нытья и необходимости поступаться своими желаниями все взрослые объективно устали, то сложившаяся ситуация неосознанно может восприниматься как своего рода реванш. В этом случае ребенок реагирует не на правило и не на содержательную часть высказывания взрослого, а на эмоциональную, и реагирует не менее эмоционально в ответ.
За один прием с таким пока еще маленьким ребенком лучше обсуждать одно правило. Тогда ребенку его легче усвоить. Обсуждение проводить лучше в момент, когда все спокойны, довольны и расслаблены.
Можно подумать о вспомогательных вещах, которые помогут ребенку соблюдать это правило. Возвращаясь к тому же компьютерному времени, можно использовать таймер, который ребенок будет заводить своими руками.
Хорошо, если получится выработать отношение к происходящему как к возможности обучения всей семьей. Если в семье сложилась неприятная модель отношений, нужно приложить усилия для того, чтобы создать новую модель: «Мы не хотим больше слушать, как ноет наш сын, добиваясь своего».
Если то, чего он хочет, допустимо и для мамы, и для папы, ребенок может это получить запросто без нытья. Если требование ребенка не вписывается в семейную воспитательную систему, то ребенку напоминают о правиле и предлагают альтернативу - другое интересное занятие взамен неприемлемого.
Хорошо, когда слова взрослого звучат твердо, спокойно и уверенно, тогда они именно так и воспринимаются ребенком. Все эти обертоны речи взрослого могут придать уверенность в том, что он не одинок в своих требованиях и вторая половина, ответственная в той же мере за воспитание ребенка, полностью их разделяет.
Анна БЕРДНИКОВА. © «Школа жизни»
Шесть рекомендаций, как правильно ругать ребёнка
- Помните о том, что ваша обида, злость могут не только навредить ребенку, но и помочь. Подрастая, он постепенно приобретает свою точку зрения, свои взгляды. Становится партнером по общению. Но, еще не умея общаться, не всегда может адекватно выразить свои эмоции или мнение. И ваш негативный эмоциональный отклик полезен ему. Без такой реакции он не научится понимать, что другого человека можно обидеть, не научится избегать этого.
- Не старайтесь удерживать недовольство в себе до самого последнего момента. Ведь именно в тот момент, когда летят тормоза, проще всего наломать дров. Скажите малышу о своем недовольстве, как только оно появилось: «Я злюсь на тебя, потому что...»
- Не давайте ребенку оценок («Ты плохой»), не обвиняйте («Ну что ты за растяпа!»), ни в коем случае не обзывайте его («Бестолочь!»). Оценке подлежит поступок. И только поступок. А не сам малыш. Иначе он просто решит, что его не любят, что он и правда плохой. А это большая моральная травма.
- Старайтесь не повышать голос. Ведь отругать маленького непоседу можно и тихо. И даже шепотом. Или вообще - молча. Например, если ребенок знает, что хлопок в ладоши означает, что пора уняться, - это может подействовать лучше крика.
- Не все могут остановиться и изменить поведение в одну секунду. Дайте ребенку время. Сосчитайте до пяти, выйдите из комнаты со словами: «Когда я вернусь, то увижу, что ты успокоился».
- Любите малыша. Даже ругая его, помните об этом. И помните, что ваша задача не наказать, не сделать больно, а найти взаимопонимание.
© «Собеседник».