ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

"Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."

А.С. Экзюпери

Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:

  • мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;
  • постоянный поиск оптимальных путей деятельности;
  • постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;
  • высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;
  • умение общаться.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить  ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.

         Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров.

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем, друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ.

 

         Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

  1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. 
  4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса) способствует не только формированию  произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
  7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника).

 

Педагогический такт

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом (словарь С.И. Ожегова);

    Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию (педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада);

    Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога;

    Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

 

Основные признаки педагогического такта

      Естественность, простота обращения без фамильярности;

      Искренность тона, лишенная всякой фальши;

      Просьба без упрашивания;

      Советы и рекомендации без навязчивости;

      Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

      Серьезность тона без натянутости в отношениях;

      Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

      Требовательность без мелкой придирчивости;

      Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

      Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

      Развитие самостоятельности без мелочной опеки;

      Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений.

 

 

Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и родителя в процессе общения.

 

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С  РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще — воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том "как должно быть". Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому конфликты в садике разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.

 

 

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

      с ребенком мало занимаются в саду;

      не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;

      не могут найти подход к ребенку;

      используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

      плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);

      ребенка заставляют, есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

      ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);

      часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

      не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.


Правила разрешения конфликтов:

Прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит – разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Своим поведением повлиять на партнера. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.

Первый, достижение результата (предметная цель).

Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель - взаимоотношения).

Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.

Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.

Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.

Беседа одна из главных составляющих общения. Стратегия ведения беседы:

От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.

Как правильно построить и качественно отработать каждый этап?

Поделиться с друзьями:
^ Наверх